Связи с общественностью в защите корпоративного имиджа от негативной информации СМИ (рецензия Марины Шишкиной)

Представленная для рецензии монография под вышеприведенным названием по ее прочтении производит самое позитивное и сильное впечатление. Вне всякого сомнения, научной и специальной литературы, посвященной различным аспектам PR-деятельности, в настоящее время достаточно много. И, тем не менее, автор данной монографии вскрывает целый пласт новой, совершенно неисследованной темы, и при этом играющей значительную роль в общем формате работы корпоративной PR-службы.

Безусловно, основные направления корпоративной PR-деятельности определены и важны. Но стоит согласиться с автором монографии, что приоритет компетенции, профессионализма специалиста PR в любой организации зависит не столько от умения писать пресс-релизы или осуществлять внутрикорпоративную работу, сколько от грамотных, адекватных, легитимных и эффективных действий в отношении любой негативной информации СМИ в адрес его организации. Да, действительно, мы живем в рыночном демократическом обществе, которое, тем не менее, не избавлено от различных информационных воздействий (в том числе и нападок) на конкретные организации. Это может быть и обычная критическая информация, объективно вскрывающая недостатки в работе организации, а может быть и спланированная акция по дискредитации имиджа организации. И в этих обстоятельствах большую роль играет именно умелая и продуманная профессиональная защита имиджа организации в пределах компетенции PR-подразделения. Этому, то есть, организации противодействия негативной информации (в ее различных видах) и посвящена данная монография.

В этом плане привлекает разработанная автором достаточно подробная и, кстати, объясняемая весьма доходчивым и понятным языком, несмотря на научную сложность заявленной темы, характеристика видов негативной информации. При этом каждый вид негативной информации СМИ не просто детально квалифицирован и объяснен, но и на конкретных примерах продемонстрированы поводы и причины появления подобной информации СМИ, что лишь повышает доверие к исследованию. В то же время автор монографии скрупулезно, можно даже сказать дотошно, предлагает по каждому виду предложенной им структуры видов негативной информации СМИ реальные, основанные на практике работы со СМИ и основанные на нормах соответствующих законов методы противодействия подобной информации, опять же, иллюстрируя их примерами. Несомненно, в этом сказалась не только богатая практика самого автора монографии, но и его юридический (в том числе, и практический опыт), что опять же, только повышает доверие к предложенному исследованию.

Как и в любом новаторском научном труде, данной монографии присущи некоторые спорные места. Например, не является бесспорной сама классификация видов негативной информации. И все же, перед нами, аналитически выверенная, пусть и не являющаяся догматической, концепция, организации должного противодействия по заявленным автором видам негативной информации, аналогов чему в российской пиарологии пока нет.

Представляется, что настоящая работа вызовет несомненный практический интерес у руководителей организаций различного уровня, так или иначе становившихся объектами негативного воздействия СМИ, вызовет также подобный интерес у корпоративных PR-подразделений, а также должна стать самостоятельным и обязательным блоком для изучения в рамках дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» для студентов, обучающихся специальности «Связи с общественностью».

Таким образом, можно заключить, что представленная для рецензии монография обладает свежим научным взглядом на одну из самых актуальных практических проблем в деятельности корпоративного PR, содержит в себе достаточно глубокий и прикладной смысл, и публичность данной работы не подлежит сомнению, как настоящей научной и одновременно практической монографии, которая может стать действенным шагом в развитии пиарологии как науки в целом, и как совершенствованию практической деятельности связей с общественностью.

М.А. Шишкина, декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, профессор