Танкред (рецензия Николая Тропникова)

Александр Марков предложил мне прочесть “Танкред” – то ли роман, то ли поэму по мотивам Крестовых походов, да еще и в стихах, написанных, как говорится в аннотации, каким-то редким, небывалым размером. И планку восприятия его творчества пришлось поставить на иную высоту… Просто совсем иначе.

“Танкред” издан тоже отдельной книжкой, длиною в двести страниц! По сорок восемь плотно уложенных строк на каждой… И уже после нескольких страниц я понял, что читать ее неуважительно, не подобает, без такого же внутреннего настроя, который необходим, скажем, для чтения “Божественной комедии”, или … Впрочем, ассоциаций возникло много, во всяком случае у меня…

Книжка писалась в течение двенадцати лет – 1980 – 1992гг. – и, прочтя ее, я осмеливаюсь сказать, что Александр Марков – явление в русской литературе. Расшифровывать и доказывать это утверждение я не буду: смысл поэмы, также как и в криминальных романах, захватывающе повествующей как бы об интригах Крестового похода на Иерусалим, серьезен и многозначен  и толковать его надо не спеша и много подумавши. После первого прочтения позволю себе сказать лишь обзорные слова о том, что поэма “Танкред” – завершение криминала и, если можно так сказать, повествует о похождении (и происхождении) Зла, только уже на Вселенском уровне. Общее в поэме только одно место действия – Земля. Время же не  имеет значения – хоть двенадцатый век, хоть конец двадцатого: “все будет так, исхода нет”. Меняются лишь декорации и фамилии. И именно в переплетении названных временных координат и развивается поэтическое повествование. И хотя событийно поэма тоже выглядит безнадежно трагичной, в конце ее чтения каким-то странным образом происходит очищение и просветление. Впрочем, углубляться не буду…

Если история рода человеческого завершится не очень скоро и высокая литература не утонет в потоке грязной макулатуры (к чему и сам Марков руку приложил), то о поэме “Танкред” неизбежно напишут литературоведы. Хотя автор поэмы в долгом будущем ее (истории), похоже, всерьез сомневается. Цитирую строчки из поэмы:

“… Война не наций – нет! Война религий и умов. Балканы и Кавказ – прикидки!… Нам разум разогнул хребет, и разум же его сломает. И двери ада отпирает разочарованный Творец. Нет больше слов. И гаснет свет. Постыдно. Грустно. Все. Конец.” Или другое: “ Таков твой крест, на то ты – гений. Тому, кто искрою клеймен,. Иль божьею, иль сатаны, страданий путь определен… Но свят лишь детский крик!”

Словом, мыслящим людям поэму надо прочитать. И перечитать.

Николай Тропников,
член Союза писателей России